Утверждена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 6 марта 2013 года N 123
ПРОГРАММА
развития текстильного и швейного производства
Кыргызской Республики на 2013-2015 годы
1. Общие положения
2. Основные цели Программы развития ТШП на 2013-2015 годы
3. Приоритетные задачи и направления развития ТШП на 2013-2015 годы
4. Источники финансирования мероприятий Программы
5. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы
1. Общие положения
Текстильное и швейное производство (далее - ТШП) - приоритетная отрасль обрабатывающей промышленности. Данной отрасли отведена стратегическая роль в экономике республики вследствие ряда причин.
Во-первых, ТШП ориентировано на использование местного сырья, потенциал которого для переработки значителен.
Во-вторых, ТШП является особо емкой отраслью в части использования в виде установления системы льготного налогообложения на рабочей силы, а это обеспечивает занятость населения.
В третьих, продукция ТШП, ввиду узости внутреннего рынка и в силу своей конкурентоспособности, является экспортоориентированной.
Учитывая эти обстоятельства, предпринимателям отрасли оказана государственная поддержка на основе добровольного патента и приемлемых ставок по уплате страховых взносов, что позволило стабилизировать производство швейной продукции и сохранить конкурентные преимущества на рынках России и Казахстана.
За последние пять лет выпуск продукции ТШП увеличился почти в два раза за счет швейной индустрии, и экспортные поставки изделий возросли в 2,6 раза.
По официальным данным, в ТШП занято более 110 тыс. человек, большинство из них женщины, которых устраивает гибкий график работы, довольно высокая заработная плата, выплачиваемая еженедельно. С целью укрепления конкурентных позиций отрасли разработана настоящая Программа развития ТШП на 2013-2015 годы.
В настоящей Программе особое значение придается формированию благоприятных условий для развития текстильного и швейного производства, прежде всего, в регионах республики, что, несомненно, должно найти отражение в росте профессионального уровня местного населения и сокращения внутренней и внешней миграции. Немаловажное значение придается развитию экспорта, освоению новых рынков сбыта, подготовке кадров для отрасли, активизации социального диалога между предприятиями ТШП и государственными органами, а также увеличению доли отечественных товаров на внутреннем рынке.
2. Основные цели Программы развития ТШП
на 2013-2015 годы
Основными целями настоящей Программы являются:
- повышение конкурентоспособности ТШП, диверсификация и расширение экспорта;
- формирование благоприятных условий для развития текстильного производства;
- развитие ТШП в регионах республики;
- активизация социального диалога, партнерства предприятий и государственных органов.
3. Приоритетные задачи и направления развития
ТШП на 2013-2015 годы
1) Проведение переговорного процесса с государствами-членами Таможенного союза по вопросам установления благоприятных условий для кыргызских товаропроизводителей ТШП.
В целях реализации данной задачи необходимо установить преференциальный режим на импорт тканей, фурнитуры и других материалов для швейного производства при вступлении Кыргызской Республики в Таможенный союз. Наряду с этим, важно организовать специализированную лабораторию по испытаниям продукции ТШП, аккредитованную в соответствии с требованиями Таможенного союза. Потребуется организация тренингов для производственников по международным стандартам качества, техническим регламентам Таможенного союза. На межправительственном уровне следует заключить международные договоры по техническому регулированию и стандартизации для непосредственного применения на территории Кыргызской Республики технических регламентов Таможенного союза. Вхождение в состав Таможенного союза выдвигает на передний план вопросы поиска новых рынков сырья и материалов в России и Беларуси для кыргызских швейных, чулочно-носочных и трикотажных производств, а также выполнения крупных заказов на поставку одежды в эти государства.
2) Сохранение добровольной патентной системы налогообложения и принятого порядка социальных отчислений для работников ТШП.
Данные условия, установленные в 2005 году, положительно зарекомендовали себя в условиях индивидуального предпринимательства ТШП и стали одними из определяющих факторов развития швейного производства на современном этапе. В дальнейшем важно не допустить изменений действующих норм в сторону ухудшения.
3) Создание швейного технополиса в городе Бишкек или Чуйской области.
Предоставление земельных участков в жилмассивах для организации швейных технополисов (концентрация швейных предприятий на автономной территории с соответствующей инфраструктурой и коммуникациями) позволит снять проблему дефицита производственных помещений в целях расширения выпуска востребованной продукции в рамках крупных заказов. Наряду с этим, решается задача восполнения рабочих кадров в промышленном производстве и обеспечение занятости жителей густонаселенных районов. Успех данной акции может быть распространен впоследствии и на регионы, что должно позитивно отразиться на сокращении миграции трудоспособного населения.
4) Привлечение инвестиций в ТШП.
Особую роль должно сыграть развертывание широкой рекламной кампании, включающей производство видеороликов и фильмов, подготовку каталога инвестиционных проектов и их распространение через сеть дипломатических и торговых представительств за рубежом. Важное значение имеет организация инвестиционных форумов. Учитывая бурное развитие ткацкого производства в Китае и имеющийся потенциал отечественной текстильной подотрасли, целесообразно активизировать действия по привлечению инвесторов.
5) Разработка эффективных механизмов финансирования проектов ТШП.
В указанном аспекте предполагается реализация механизма финансирования через производителя готовой продукции, что позволит организовать схему: предприниматели ТШП (швейники, трикотажники, текстильщики) сельхозпроизводители (производители сырья). Немаловажно наличие инструмента сопровождения реализации проектов в текстильном и швейном производстве, обеспечение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам по малым процентным ставкам и на достаточно длительный срок.
6) Реанимирование текстильного производства.
Развитие отечественного текстильного производства позволит частично снизить зависимость швейников от импорта тканей. В указанном периоде предусматривается создать условия для этого процесса. В будущем, выпуск тканей из натуральных волокон и пошив одежды из них создаст возможность для освоения новых рынков сбыта, выхода кыргызской одежды на элитные уровни потребления, диверсифицируя экспортные составляющие. Кроме того, это позволит развивать смежную отрасль - сельское хозяйство. Развитие текстильного производства возможно через реализацию отдельных пилотных проектов, в частности, по расширению схемы переработки хлопка-волокна, восстановлению шелководства и тонкорунного овцеводства.
7) Подготовка рабочих кадров и специалистов низшего, среднего и высшего звена ТШП.
В этом направлении требуется усиление потенциала учебных заведений разного уровня. Особая роль должна быть отведена вопросам координации и взаимодействия учебных заведений и предприятий в сфере кадрового обеспечения ТШП. В частности, необходимо увеличение численности обучаемых по специальностям: швея, закройщик, вязальщик, наладчик оборудования в системе профессионально-технического образования по краткосрочной программе, а также рассмотреть возможность создания учебно-производственных комплексов на базе существующих профессиональных лицеев и производств. Целесообразно увеличить количество студентов, направляемых на учебу в вузы России, Беларуси и Турции по указанным направлениям.
8) Развитие ТШП в регионах республики.
Являясь ресурсоемким и трудоемким одновременно, ТШП оказывает эффективное влияние на решение не только экономических, но и социальных задач. В связи с чем должно быть уделено внимание развитию данной отрасли в регионах через реализацию комплекса мер по привлечению инвестиций, проведению курсов по обучению кадров низшего и среднего звена, созданию фонда швейного оборудования, обеспечивающего возможность актуализации лизинга, организацию тренингов по новым технологиям, конструированию одежды, менеджменту, организации продаж, перспективным направлениям моды и дизайна.
9) Развитие ремесленничества в республике.
В настоящее время требует к себе пристального внимания положение дел в ремесленном производстве элементов национальной одежды, предметов для быта, включая напольные и настенные изделия из войлока, шерстяной и хлопчатобумажной пряжи, относящихся к сфере ТШП. Согласно экспертной оценке, объем выпуска подобных изделий растет из года в год. Назрела необходимость оказания действенной поддержки данному сегменту и содействия в развитии этого направления деятельности, что обуславливает целесообразность включения его в сферу ТШП.
10) Активизация социального диалога и партнерства между субъектами рынка.
Предлагается сформировать постоянно действующую диалоговую площадку под эгидой государственного органа, курирующего вопросы политики развития обрабатывающей промышленности, с привлечением общественных объединений и организаций товаропроизводителей. Это позволит в оперативном порядке обсуждать проблемы ТШП и принимать решения, касающиеся всех сторон деятельности отрасли, вплоть до разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов.
4. Источники финансирования мероприятий Программы
Финансирование мероприятий Программы намечается осуществить, в основном, за счет средств донорских организаций: GIZ (Германское агентство по международному сотрудничеству), ITC (МТЦ - Международный торговый центр, реализующий проекты за счет средств Правительства Швейцарии), USAID, программы BUS (АБР). Также ожидается участие непосредственно самих предпринимателей, работающих в ТШП.
Размеры финансирования донорами мероприятий Программы на очередной год формируются на основе обсуждений, с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Привлечение консультантов для оказания практической помощи также намечается за счет средств доноров.
5. Ожидаемые результаты от реализации
мероприятий Программы
-----------------------------------------------------------------------
|N| Показатели | Прогнозные значения |
| | |--------------------------|
| | |2013 год|2014 год|2015 год|
|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|
|1|Увеличение удельного веса продукции ТШП | 5,2 | 6,5| 8,7 |
| |в общем объеме промышленного | | | |
| |производства (в %) | | | |
|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|
|2|Рост выпуска продукции ТШП (индекса | 110,1 | 118,4| 125 |
| |физического объема в %) | | | |
|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|
|3|Увеличение экспорта продукции ТШП (в %) | 115 | 119 | 134 |
|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|
|4|Создание новых рабочих мест за счет | 2900 | 13000 | 5700 |
| |новых проектов в ТШП (в ед.) | | | |
-----------------------------------------------------------------------
В целях реализации Программы разработан План мероприятий, предусматривающий решение задач по дальнейшему развитию ТШП.
В ходе реализации мероприятий Программы ожидается активное развитие средних и малых предприятий, что позволит наращивать объемы выпуска продукции ТШП. Так, прирост производства продукции ТШП составит в 2015 году порядка 43,5 процента, а объем экспорта швейной продукции возрастет на 60 процентов. Значительный рост экспортных поставок в 2015 году намечается осуществить за счет организации швейного технополиса. Наиболее важным показателем является создание дополнительных рабочих мест. За три года будет создано свыше 21 тыс. рабочих мест. В 2014 году новые рабочие места планируется создать за счет организации швейного технополиса в Чуйской области (на территории Военно-Антоновского айылного аймака Сокулукского района) и в городе Ош (учебно-производственный комплекс).
Создание автономных территорий для организации швейного производства (швейные технополисы, учебно-производственные комплексы), а также экспортно-промышленных зон кардинально улучшит состояние производственных мощностей швейных цехов, расширит возможности выполнения крупных заказов на экспорт, привлечет новые технологии, улучшит финансовое положение как субъектов швейной индустрии, так и бюджета страны в целом, придаст импульс развитию регионов.
Одним из важнейших результатов реализации мероприятий Программы будет работа отечественных экспертов и всех заинтересованных сторон в создании наиболее благоприятных условий для функционирования ТШП в рамках Таможенного союза. Организация (модернизация) испытательной лаборатории позволит улучшить качество продукции ТШП, повысить уровень конкурентоспособности, внедрить международные стандарты и расширить рынки сбыта.
Будут созданы предпосылки для восстановления и развития отечественного текстильного производства, разработаны соответствующие проекты нормативных правовых актов, предусматривающих создание условий для восстановления и развития текстильного производства, привлечения инвестиций для размещения швейных предприятий в регионах, организации новых рабочих мест.
Обучение, проведение тренингов, получение знаний по технологиям, новым, передовым методам производства, обмен опытом, участие в ярмарках, выставках, показах моделей одежды и др., позволят повысить квалификацию и грамотность предпринимателей, стимулировать их стремление к диверсификации рынков, увеличению экспорта своей продукции, к пошиву брендовой одежды.
В целом, мероприятия, реализуемые в рамках Программы, направлены на улучшение социально-бытовых, производственных, образовательных направлений экономики.