Утверждена

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 6 марта 2013 года N 123

 

ПРОГРАММА

развития текстильного и швейного производства

Кыргызской Республики на 2013-2015 годы

 

1. Общие положения

2. Основные цели Программы развития ТШП на 2013-2015 годы

3. Приоритетные задачи и направления развития ТШП на 2013-2015 годы

4. Источники финансирования мероприятий Программы

5. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы

 

1. Общие положения

 

Текстильное и швейное производство (далее - ТШП) - приоритетная отрасль обрабатывающей промышленности. Данной отрасли отведена стратегическая роль в экономике республики вследствие ряда причин.

Во-первых, ТШП ориентировано на использование местного сырья, потенциал которого для переработки значителен.

Во-вторых, ТШП является особо емкой отраслью в части использования в виде установления системы льготного налогообложения на рабочей силы, а это обеспечивает занятость населения.

В третьих, продукция ТШП, ввиду узости внутреннего рынка и в силу своей конкурентоспособности, является экспортоориентированной.

Учитывая эти обстоятельства, предпринимателям отрасли оказана государственная поддержка на основе добровольного патента и приемлемых ставок по уплате страховых взносов, что позволило стабилизировать производство швейной продукции и сохранить конкурентные преимущества на рынках России и Казахстана.

За последние пять лет выпуск продукции ТШП увеличился почти в два раза за счет швейной индустрии, и экспортные поставки изделий возросли в 2,6 раза.

По официальным данным, в ТШП занято более 110 тыс. человек, большинство из них женщины, которых устраивает гибкий график работы, довольно высокая заработная плата, выплачиваемая еженедельно. С целью укрепления конкурентных позиций отрасли разработана настоящая Программа развития ТШП на 2013-2015 годы.

В настоящей Программе особое значение придается формированию благоприятных условий для развития текстильного и швейного производства, прежде всего, в регионах республики, что, несомненно, должно найти отражение в росте профессионального уровня местного населения и сокращения внутренней и внешней миграции. Немаловажное значение придается развитию экспорта, освоению новых рынков сбыта, подготовке кадров для отрасли, активизации социального диалога между предприятиями ТШП и государственными органами, а также увеличению доли отечественных товаров на внутреннем рынке.

 

2. Основные цели Программы развития ТШП

на 2013-2015 годы

 

Основными целями настоящей Программы являются:

- повышение конкурентоспособности ТШП, диверсификация и расширение экспорта;

- формирование благоприятных условий для развития текстильного производства;

- развитие ТШП в регионах республики;

- активизация социального диалога, партнерства предприятий и государственных органов.

 

3. Приоритетные задачи и направления развития

ТШП на 2013-2015 годы

 

1) Проведение переговорного процесса с государствами-членами Таможенного союза по вопросам установления благоприятных условий для кыргызских товаропроизводителей ТШП.

В целях реализации данной задачи необходимо установить преференциальный режим на импорт тканей, фурнитуры и других материалов для швейного производства при вступлении Кыргызской Республики в Таможенный союз. Наряду с этим, важно организовать специализированную лабораторию по испытаниям продукции ТШП, аккредитованную в соответствии с требованиями Таможенного союза. Потребуется организация тренингов для производственников по международным стандартам качества, техническим регламентам Таможенного союза. На межправительственном уровне следует заключить международные договоры по техническому регулированию и стандартизации для непосредственного применения на территории Кыргызской Республики технических регламентов Таможенного союза. Вхождение в состав Таможенного союза выдвигает на передний план вопросы поиска новых рынков сырья и материалов в России и Беларуси для кыргызских швейных, чулочно-носочных и трикотажных производств, а также выполнения крупных заказов на поставку одежды в эти государства.

2) Сохранение добровольной патентной системы налогообложения и принятого порядка социальных отчислений для работников ТШП.

Данные условия, установленные в 2005 году, положительно зарекомендовали себя в условиях индивидуального предпринимательства ТШП и стали одними из определяющих факторов развития швейного производства на современном этапе. В дальнейшем важно не допустить изменений действующих норм в сторону ухудшения.

3) Создание швейного технополиса в городе Бишкек или Чуйской области.

Предоставление земельных участков в жилмассивах для организации швейных технополисов (концентрация швейных предприятий на автономной территории с соответствующей инфраструктурой и коммуникациями) позволит снять проблему дефицита производственных помещений в целях расширения выпуска востребованной продукции в рамках крупных заказов. Наряду с этим, решается задача восполнения рабочих кадров в промышленном производстве и обеспечение занятости жителей густонаселенных районов. Успех данной акции может быть распространен впоследствии и на регионы, что должно позитивно отразиться на сокращении миграции трудоспособного населения.

4) Привлечение инвестиций в ТШП.

Особую роль должно сыграть развертывание широкой рекламной кампании, включающей производство видеороликов и фильмов, подготовку каталога инвестиционных проектов и их распространение через сеть дипломатических и торговых представительств за рубежом. Важное значение имеет организация инвестиционных форумов. Учитывая бурное развитие ткацкого производства в Китае и имеющийся потенциал отечественной текстильной подотрасли, целесообразно активизировать действия по привлечению инвесторов.

5) Разработка эффективных механизмов финансирования проектов ТШП.

В указанном аспекте предполагается реализация механизма финансирования через производителя готовой продукции, что позволит организовать схему: предприниматели ТШП (швейники, трикотажники, текстильщики) сельхозпроизводители (производители сырья). Немаловажно наличие инструмента сопровождения реализации проектов в текстильном и швейном производстве, обеспечение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам по малым процентным ставкам и на достаточно длительный срок.

6) Реанимирование текстильного производства.

Развитие отечественного текстильного производства позволит частично снизить зависимость швейников от импорта тканей. В указанном периоде предусматривается создать условия для этого процесса. В будущем, выпуск тканей из натуральных волокон и пошив одежды из них создаст возможность для освоения новых рынков сбыта, выхода кыргызской одежды на элитные уровни потребления, диверсифицируя экспортные составляющие. Кроме того, это позволит развивать смежную отрасль - сельское хозяйство. Развитие текстильного производства возможно через реализацию отдельных пилотных проектов, в частности, по расширению схемы переработки хлопка-волокна, восстановлению шелководства и тонкорунного овцеводства.

7) Подготовка рабочих кадров и специалистов низшего, среднего и высшего звена ТШП.

В этом направлении требуется усиление потенциала учебных заведений разного уровня. Особая роль должна быть отведена вопросам координации и взаимодействия учебных заведений и предприятий в сфере кадрового обеспечения ТШП. В частности, необходимо увеличение численности обучаемых по специальностям: швея, закройщик, вязальщик, наладчик оборудования в системе профессионально-технического образования по краткосрочной программе, а также рассмотреть возможность создания учебно-производственных комплексов на базе существующих профессиональных лицеев и производств. Целесообразно увеличить количество студентов, направляемых на учебу в вузы России, Беларуси и Турции по указанным направлениям.

8) Развитие ТШП в регионах республики.

Являясь ресурсоемким и трудоемким одновременно, ТШП оказывает эффективное влияние на решение не только экономических, но и социальных задач. В связи с чем должно быть уделено внимание развитию данной отрасли в регионах через реализацию комплекса мер по привлечению инвестиций, проведению курсов по обучению кадров низшего и среднего звена, созданию фонда швейного оборудования, обеспечивающего возможность актуализации лизинга, организацию тренингов по новым технологиям, конструированию одежды, менеджменту, организации продаж, перспективным направлениям моды и дизайна.

9) Развитие ремесленничества в республике.

В настоящее время требует к себе пристального внимания положение дел в ремесленном производстве элементов национальной одежды, предметов для быта, включая напольные и настенные изделия из войлока, шерстяной и хлопчатобумажной пряжи, относящихся к сфере ТШП. Согласно экспертной оценке, объем выпуска подобных изделий растет из года в год. Назрела необходимость оказания действенной поддержки данному сегменту и содействия в развитии этого направления деятельности, что обуславливает целесообразность включения его в сферу ТШП.

10) Активизация социального диалога и партнерства между субъектами рынка.

Предлагается сформировать постоянно действующую диалоговую площадку под эгидой государственного органа, курирующего вопросы политики развития обрабатывающей промышленности, с привлечением общественных объединений и организаций товаропроизводителей. Это позволит в оперативном порядке обсуждать проблемы ТШП и принимать решения, касающиеся всех сторон деятельности отрасли, вплоть до разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов.

 

4. Источники финансирования мероприятий Программы

 

Финансирование мероприятий Программы намечается осуществить, в основном, за счет средств донорских организаций: GIZ (Германское агентство по международному сотрудничеству), ITC (МТЦ - Международный торговый центр, реализующий проекты за счет средств Правительства Швейцарии), USAID, программы BUS (АБР). Также ожидается участие непосредственно самих предпринимателей, работающих в ТШП.

Размеры финансирования донорами мероприятий Программы на очередной год формируются на основе обсуждений, с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Привлечение консультантов для оказания практической помощи также намечается за счет средств доноров.

 

5. Ожидаемые результаты от реализации

мероприятий Программы

 

-----------------------------------------------------------------------

|N|              Показатели                |   Прогнозные значения    |

| |                                        |--------------------------|

| |                                        |2013 год|2014 год|2015 год|

|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|

|1|Увеличение удельного веса продукции ТШП |    5,2 |     6,5|    8,7 |

| |в общем объеме промышленного            |        |        |        |

| |производства (в %)                      |        |        |        |

|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|

|2|Рост выпуска продукции ТШП (индекса     |  110,1 |   118,4|  125   |

| |физического объема в %)                 |        |        |        |

|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|

|3|Увеличение экспорта продукции ТШП (в %) |  115   |   119  |  134   |

|-|----------------------------------------|--------|--------|--------|

|4|Создание новых рабочих мест за счет     | 2900   | 13000  | 5700   |

| |новых проектов в ТШП (в ед.)            |        |        |        |

-----------------------------------------------------------------------

В целях реализации Программы разработан План мероприятий, предусматривающий решение задач по дальнейшему развитию ТШП.

В ходе реализации мероприятий Программы ожидается активное развитие средних и малых предприятий, что позволит наращивать объемы выпуска продукции ТШП. Так, прирост производства продукции ТШП составит в 2015 году порядка 43,5 процента, а объем экспорта швейной продукции возрастет на 60 процентов. Значительный рост экспортных поставок в 2015 году намечается осуществить за счет организации швейного технополиса. Наиболее важным показателем является создание дополнительных рабочих мест. За три года будет создано свыше 21 тыс. рабочих мест. В 2014 году новые рабочие места планируется создать за счет организации швейного технополиса в Чуйской области (на территории Военно-Антоновского айылного аймака Сокулукского района) и в городе Ош (учебно-производственный комплекс).

Создание автономных территорий для организации швейного производства (швейные технополисы, учебно-производственные комплексы), а также экспортно-промышленных зон кардинально улучшит состояние производственных мощностей швейных цехов, расширит возможности выполнения крупных заказов на экспорт, привлечет новые технологии, улучшит финансовое положение как субъектов швейной индустрии, так и бюджета страны в целом, придаст импульс развитию регионов.

Одним из важнейших результатов реализации мероприятий Программы будет работа отечественных экспертов и всех заинтересованных сторон в создании наиболее благоприятных условий для функционирования ТШП в рамках Таможенного союза. Организация (модернизация) испытательной лаборатории позволит улучшить качество продукции ТШП, повысить уровень конкурентоспособности, внедрить международные стандарты и расширить рынки сбыта.

Будут созданы предпосылки для восстановления и развития отечественного текстильного производства, разработаны соответствующие проекты нормативных правовых актов, предусматривающих создание условий для восстановления и развития текстильного производства, привлечения инвестиций для размещения швейных предприятий в регионах, организации новых рабочих мест.

Обучение, проведение тренингов, получение знаний по технологиям, новым, передовым методам производства, обмен опытом, участие в ярмарках, выставках, показах моделей одежды и др., позволят повысить квалификацию и грамотность предпринимателей, стимулировать их стремление к диверсификации рынков, увеличению экспорта своей продукции, к пошиву брендовой одежды.

В целом, мероприятия, реализуемые в рамках Программы, направлены на улучшение социально-бытовых, производственных, образовательных направлений экономики.

ИП Сергиенко Татьяна Анатольевна ИНН12212198000501 ОКПО 32124904

Адрес: Кыргызская Республика, Октябрьский р-н, Токомбаева 27/1 индекс 720060

Copyright © 2012-2024. Свидетельство о регистрации товарного знака (знака обслуживания) №794145.

Тел/Ватсап +996770002727